В прошедшую субботу, 21 сентября, с 10 до 16 часов проходил традиционный ежегодный день открытых дверей Пражской транспортной компании (чеш. Dopravní podnik hlavního města Prahy). На сей раз он проводился в трамвайном депо «Страшнице» (чеш. Vozovna Strašnice), автобусном гараже «Гостиварж» (чеш. Garáže Hostivař) и депо метро «Депо Гостиварж» (чеш. Depo Hostivař). Как следует из названий, все они находятся в районе Гостиварж, поэтому во имя популяризации среди студентов, выкладываю отчет здесь, а не на Пражаке.ру.
Пражская транспортная компания регулярно проводит различные дни открытых дверей. Так я был на весеннем дне открытых дверей на строительстве продолжения зеленой ветки метро до больницы «Мотол» или в строящемся комплексе автомобильных туннелей «Бланка». Всегда все очень интересно, поэтому я постарался не пропустить традиционный день открытых дверей.
Начинать посещение дня открытых дверей можно было с любого объекта. Так как мы ехали по зеленой ветке метро, то и осмотр решили начать с депо метро «Депо Гостиварж». Людей было много, но организация, как всегда, была на высоте — на выходе раздавались брошюрки с подробной информацией, планами, по маршруту были расклеены указатели.
Экспозиция в депо метро была крайне скудной, да и смотреть особо не на что. Набившие оскомину вагоны метро, привычное для пражских шопперов депо по пути в Fashion Arena.
Скукота, но детям все же было хотя бы немного интересно побродить.
Радовала многих лишь возможность забраться в кабину машиниста. В то же время люди забирались и в сами вагоны метро. Видимо, в обычное время они ездят по городу на машине.
Стоял здесь и исторический вагон. Как сказать, историческим он является для пражского метрополитена. А в России точь-в-точь такие же вагоны Мытищинского вагоностроительного завода до сих пор в исходной конструкции бороздят просторы метрополитенов. В Праге старый состав сохраняют для платных (по 150 крон!) исторических поездок или съемок фильмов а-ля СССР. Как и попросту в Чехии гигантская киноиндустрия для съемок матариала для зарубежных фильмов. Например, летом в пражском метро снимали фильм о советском маньяке Чикотило и потому были стилизованы даже станции метро. На моей памяти не один десяток съемок фильмов на улицах нашего района Дейвице, особенно забавно выглядело оформление здания Высшей школы хим. технологии под МВД РФ. На этой же улице снимали и, например, целую сцену с гонками для фильма «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Занятно было видеть, как камеру крутили по-разному и казалось, будто ездят по целому городу, а по факту катались по одной и той же улице взад-вперед. И вот так идешь вечером уставший домой, а киношники опять улицу перегородили и приходится обходить.
На дне открытых дверей было очень много посетителей и почти все — с маленькими детьми. При этом родители не уставали с должной сноровкой рассказывать детям об устройстве поездов, разных агрегатах. Я со своим высшим тех. образованием чувствовал себя неловко.
Рядом со всеми поездами можно было ходить, все свободно смотреть. Искренне удивляло то, почему настолько свободен доступ к узлам вагонов, ведь можно что-то повернуть, отсоединить и это может быть катастрофическим. Вероятно, после дня открытых дверей техники все узлы проверяли.
Жизнь депо не была остановлена, приезжали и уезжали вагоны. Просто в действующие секции доступ был закрыт для посетителей.
Повторюсь, в депо метро было скучновато. Рельсы.
Поезда. И ничего больше.
На выходе из депо, к счастью, оказался состав из разнообразной техники. В голове стояла машина для мойки тоннелей и каждые минут 5 она по несколько минут разбрызгивала воду вокруг себя.
После скучного депо это было весьма забавно.
На улице дети быстро осваивались и начинали забираться на части состава. В нем были и краны, и грузовые тележки, и многое другое.
Самым маленьким помогали родители.
Чтобы дети не уставали, на разных этапах дня открытых дверей организаторы устанавливали игрушки. Большей частью это были активные игры, но в депо были и пазлы.
Это один из примеров активных игр. Нужно шар, похожий на шар от петанка, закатить в дверцу «депо»:
Депо на этом закончилось, двигаемся пешком к автобусному гаражу «Гостиварж» и натыкаемся на пожарных!
Чешские пожарные вызывают у всех восторг. В Чехии нет МЧС и потому они помогают во всех ЧС — наводнения, пожары, автокатастрофы и др. Но если в России имидж МЧС имеет очевидный налет военщины, то чешские пожарные воспринимаются как гражданские и потому как «свои». Без сомнения, вокруг них есть заметный ареол героизма, люди относятся с почтением и это хорошо.
Был очень рад увидеть полыхающую новизной пожарную машину Tatra. Компания, без сомнения, легендарная — была основана в 1850 году и в 1897 году одна из первых в Центральной Европе выпустила автомобиль. Для сравнения, в Škoda Auto первый автомобиль был построен лишь в 1905 году. Tatra выпускает и множество другой машиностроительной продукции, так в свое время она выпустила более 14 тыс трамвайных вагонов Tatra T3, существенная часть из которых до сих пор колесит города Чехии, СНГ и других стран. К сожалению, сейчас видеть автомобили Tatra можно редко, легендарная компания переживает не лучшие времена.
Пожарные на дне открытых дверей были не простые, а специальные — для метро. Как я понял, они работают в ведомственном пожарном депо Пражской транспортной компании. Потому их экипировка была специально обозначена буквой «М» по аналогии с обозначением метрополитена.
Соответствующе обозначена и униформа.
Пожарные машины были открыты для растерзания любознательными детьми. Все можно было трогать, смотреть.
С неясной для меня целью в пластиковой палатке висел костюм для хим. защиты и к нему тянулись рукава из стен палатки.
У пожарных всем детям понравилось. Одевали шлемы, лезли в машины, сигналили.
Оборудование пожарных метрополитена во многом позаимствовано у горняков, т.к. методы пожаротушения в обоих случаях имеют много общего.
На секции пожарной бригады был и «экшн». В течение дня проводились показные тренировки по отработке различных ситуаций. Например, взбирались по тренировочной стене в окна, тушили что-либо или спасали человека из перевернутого автомобиля.
В течение всего дня дети могли попробовать тушить игрушечный домик. Рукав был тонкий, пожарный помогал и все объяснял, а дети просто направляли струю.
Задача состояла в том, чтобы на картонном доме опустилось не менее картонное пламя в окнах и на крыше домов. Дом, к слову, был подготовлен очень основательно, картонный огонь по нему распространился повсеместно.
Посреди пожарного депо расположено, как я понял, хранилище для воды.
По периметру — контейнеры с оборудованием, среди которого есть и разборные заграждения на случай наводнения. Благодаря ним наводнения Праге теперь не страшны.
Побродив 10 минут по площади мы дождались начала очередной тренировки — пожаротушение. Пожарные сначала старательно собрали различный деревянный мусор в кучу, а затем обливали его бензином.
И в конечном счете не менее старательно поджигали. Поразила та основательность, с которой пожарный ползал вокруг кучи и поджигал каждый уголок. Я думаю, что оно бы и так неплохо разгорелось. Но им виднее, профессионалы.
Поначалу мне и многим присутствующим казалось, что самой интересной частью будет поджигание. А что же, собственно, может быть интереснее. Ведь мы все думали, что просто придет пожарный с шлангом и все затушит.
Ан нет, вышел «космонавт» с рукавом, подключенным к машине с баллонами углекислого газа.
Тушил-тушил, но что-то особо ничего не потушил. Впрочем, эта установка и не предназначена для тушения подобных очагов, с ее помощью тушат электрощиты и прочие очаги, где невозможно тушить водой, пеной и пр. Ко всему прочему, как сообщалось во время подробного рассказа по громкой связи, в таком костюме пожарному почти ничего не видно. Беднягу стало даже жалко.
По сути он ничего не потушил, это ярко иллюстрирует следующее фото. По сути какой был огонь в начале, такой и остался. Поэтому вышел пожарный во вполне традиционном облачении, но с баллоном за спиной. Напрявляет на огонь что-то вроде ружья и ба-бах!
Добрая половина костра мгновенно потухла. Отдача настолько мощная, что даже явно крепкий пожарный, кажется, еле удерживает «ружье» в руках. В следующие секунд 10 слышен звук нагнетаемого воздуха, установка перезаряжается. Через громкоговоритель сообщают, что при использовании этого аппарата мгновенно вылетает облако воды в 1 л. Выстрел, кстати, действительно мгновенный, а его сила такова, что костер из горящих мебельных панелей плотно утрамбовывается. Считанные выстрелы и костер по сути потушен.
В довершение на сцену выходит традиционный пожарный рукав. Подключить их в городе очень просто, вы все видели на тротуарах овальные лючки.
Неспеша пара пожарных тушат пожар до конца. Обращают внимание на конструкцию современного пожарного ствола: в нем легко регулируется распыление и потому тушение максимально эффективно при минимальном расходе воды.
Последняя фаза была предсказуемой и после «ружья» никаких оваций не вызвала, многие люди даже не стали дожидаться окончания тушения.
А вот когда огромный костер по сути полностью потушили считанными литрами воды из «ружья», то присутствующие были очень поражены. Как и детям понравилась эффектность, стоявший поблизости мальчик лет 5 радостно сказал маме: «Я буду пожарным!», — на что мама весьма меланхолично ответила «Ни за что». Мальчик не сдавался: «Ну так хотя бы с этим ружьем!».
Мы быстро собрались и продолжили путь в сторону автобусного гаража, т.к. день открытых дверей всего 6 часов идет. Первым, что мы увидели на входе на территорию гаража, были попавшие в ДТП автобусы. Вероятно, их постепенно разбирают на детали и они больше никогда не выйдут на маршрут.
Пройдя вглубь территории гаража мы наткнулись на площадь, где расположилась национальная полиция. Перво-наперво мы обзавелись наклейками, хотя злоупотреблять не стали.
Полицейские выставили различную технику, используемую при подавлении массовых беспорядков. Экспозиция была на порядки беднее той, что была на Дне полиции в Подебрадах.
«Помогать и защищать» (с)
Водометы используются для разгона демонстрантов.
Заградительные автомобили.
Они однозначно пользовались популярностью.
Проводились и учения по борьбе с беспорядками, но мы спешили в гараж и трамвайное депо. Ей богу, иначе бы точно не успели.
На входе в сам гараж стоял т.н. «кинобус» (чеш. Kinobus). По сути это старый автобус, переоборудованный в передвижной проектор. С 2008 года каждое лето он ездит по вечерам по многочисленным пражским площадям и паркам для проведения бесплатных кинопросмотров. Крутят как старое чешское кино, так и современные фильмы. Я ходил однажды на такой кинопросмотр, когда он приезжал в наш парк «Стромовка».
Сбоку кинобуса установлен проектор, все просто.
Под залог в 100 крон можно взять плед, по ночам это бывает очень полезно.
История переоборудования кинобуса.
Чем глубже в гараж — тем больше автобусов. Многие открыты, можно посмотреть на внутренности, забраться в салон.
На внутренности можно удобно смотреть и снизу.
Экспозиция истории сидений пражского общественного транспорта. Найти среди них исторические было крайне непросто.
В настоящее время ведется реконструкция исторического пражского троллейбуса. Будем надеяться, что удастся увидеть его в одном из музеев, а то и на улицах города.
В рамках дня открытых дверей Пражская транспортная компания решила провести и выбор новых сидений для общественного транспорта. В последнее время горожане жаловались на то, что сидения общественного транспорта быстро пачкаются и, говоря прямо, пропитаны потом и мочой. Транспортная компания пошла людям навстречу и начала исследование проекта замены сидений. Образ жизни чехов мне крайне симпатичен и на примере содержания общественного транспорта. Они эксплуатируют машины очень долго, постоянно их ремонтируют, модернизируют, меняют кресла, а не просто купили-попользовались-выбросили. Это экономно для бюджета и при этом уровень комфорта не страдает. Даже окончательное списанные на данный момент трамваи Tatra KT8D5 всегда были чистыми, свежевыкрашенными, с электронными табло и прочими удобствами.
Компания предложила около десятка проектов разных кресел и посредством СМИ, своих музеев и выставок ведет опрос горожан. Так и здесь на дне открытых дверей можно было неспешно посидеть на каждом из кресел и в анкете отметить понравившиеся. Требовалось выбрать 1-2 лучших по таким категориям, как «удобство», «надежность», «дизайн», «удобство ухода», «сидение для трамвая», «сидение для автобуса» и др.
Заполненные анкеты, как и всегда, участвуют в розыгрыше ценных призов. Я не верю в выигрыш, поэтому пускай и заполнил анкету, но на список призов и смотреть не стал.
Пройдя через несчетное количество автобусов мы попадаем в последний зал, где выставлены различные агрегаты. В первую очередь это двигатели и их составные детали.
Еще один двигатель.
Поршни.
Очень доступно техники (к слову, чистые, опрятные чехи) рассказывают детям об устройстве узлов.
На улице с обратной стороны гаража выставлены автобусы. Я много раз ездил на всех них и поэтому просто прошел мимо.
С двигателями внутреннего сгорания, гибридные электрические, наверняка и вы были во всех них. Детям было интересно разве что залезть в кабину водителя и посигналить вдоволь.
Лично меня заинтересовал лишь исторический автобус 1973 года. Модель, к сожалению, не посмотрел.
И здесь нашли свое место активные игры для детей. К слову, я не фотографировал все игры для детей, их было очень много.
Выдвинулись на остановку, надо доехать до последнего объекта, трамвайного депо «Страшнице» (чеш. Vozovna Strašnice). Как и в случае проведения любых других массовых мероприятий, количество автобусов и трамваев на соответствующих маршрутах было увеличено.
Мы на месте.
Берем очередной буклет с картой территории депо, дабы не заблудиться и не пропустить ничего интересного.
По сути в трамвайном депо были трамваи и различные рассказы об устройстве узлов. Например, рассказывалось о современной технологии перевода стрелок. В Праге машинисты трамваев уже давно не переводят стрелки вручную, так как в каждом трамвае (в т.ч. исторических) установлено беспроводное оборудование для управления стрелками.
На всех точках дня открытых дверей были расположены лотки с едой, биотуалеты, зоны отдыха и пр. Не могу сказать, что можно было удовлетворить гастрономические изыски, но перекусить типичной колбасой с хлебом за 45 крон и запить малиновкой за 15 крон — вполне. Как и на всех подобных детских мероприятиях, алкоголя не было.
Трамваи были отданы на растерзание. Кабины кишили детьми.
Все современные вагоны я видел много раз и потому меня они не интересовали. Меня интересовали старые вагоны, кои здесь были в количестве двух штук.
В силу проживания в свое время на Страхове в 8 блоке, я ежедневно ездил через трамвайное депо «Стршешовице» и видел у входа в расположенный там же музей этот или такой же вагон снаружи. Как оно внутри — мне было любопытно.
Вагон в идеальном состоянии. Занятно, что скамейки продольные, как в российском метро. Лакированные, блестящие. На полу — подобие деревянной решетки. Вероятно, раньше в городе было довольно грязно.
Указатели остановок переводились вручную. Как и все ручное.
Повторюсь, этот трамвай можно увидеть на улицах Праги и он на самом деле оборудован всеми современными системами управления. Просто они тщательно замаскированы.
Вторым занимательным вагоном был исторический вагон середины XX века. Логотип на его боку красноречиво говорил о той эпохе.
И этот вагон в идеальном состоянии, а на полу — все та же решетка из дерева.
Сфера обслуживания того времени шагнула далеко вперед и у кондуктора появилось обособленное рабочее место.
Проследовав вдоль депо можно было зайти сзади и посмотреть на то, как субботним днем спят трамваи.
Это те самые многочисленные и широкораспространенные Tatra T3, которые мы уже в ближайшие годы будем видеть на улицах Праги все реже. Прага год за годом получает от Škoda Transportation десятки новых Škoda 15T ForCity, к концу 2018 года в Праге их будет уже 250 штук из примерно 1 000 эксплуатирующихся в Транспортной компании.
Меня не устают удивлять эти табло на пражских трамваях. Если у кого-то есть ссылка на принцип их работы — буду признателен.
Последним посещенным объектом была мойка для трамваев. К сожалению, она оказалась намного проще мегатехнологичной мойки для поездов.
Подытоживая могу сказать, что депо метро заслужило четверку с минусом, автобусный гараж (вместе с пожарными и полицейскими) — пятерку, а трамвайное депо — пятерку с минусом. В первом совершенно не было никаких интересных исторических транспортных средств и по сути все просто так походили по депо, во втором были и рассказы, и крайне интересные учения пожарных, и полицеская техника, а в третьем было интересно посмотреть на старые трамваи.
Не сидите дома, ходите на подобные мероприятия.
Буду крайне признателен за все отмеченные опечатки, неточности и неясности. Писал посреди ночи 🙂
Шикарная выставка была в автобусном гараже, столько возможности узнать и увидеть как и что работает. Я 13 лет разбирал и собирал автомобили, имел возможность копаться в разных станках, но не перестаю удивляться сколько всего придумал и сделал Человек. У ребенка на фотке, возле автоматической коробки коробки перемены передач, аж челюсть отвалилась. Честно говоря у меня тоже, раньше не видел такой маленькой автоматической коробки от автобуса. Передвижные электрические домкраты это просто шик. Лично я залез на все открытые водительские места в автобусах, а дети недоумевали чего я там сижу и не фотаюсь, интересна была компоновка кабины водителя, эргономика, обзорность.
Старый автобус — Škoda 706 RTO.
В автобусах и трамваях стоит Блинкерное табло, совсем немного про его Принцип работы, но в общем смысл понятен. Вот еще красивое видео работы Блинкерного табло уже нового поколения.
Илья, Вы молодец, спасибо за Ваше неравнодушие. Мне кажется, подобные мероприятия очень полезно посещать с детьми, многие дети, мальчишки (что греха таить, и мои в том числе), не представляют, как выглядит и работает техника, не интересуются совсем. А ведь может у кого-то это вызовет интерес,и впоследствие станет профессией.
У нас в этом году на выпускном детей для вручения аттестатов вызывали группами — будущие моряки (у нас портовый город), врачи, экономисты, юристы, артисты, переводчики, архитекторы, программисты, спортсмены. Инженерные специальности получается совсем непопулярны, я молчу про летчиков и прочие героические профессии. Может, конечно, это в нашем городе так только, конечно. Сейчас, правда, и суда почти в порт не заходят, все в упадке, остались только моряки по традиции, но они работают на иностранных судах. А когда я была маленькая, папа брал меня на судно, водил на мостик, в машинное отделение — все такое огромное, грохочет — интересно! Хоть я и девочка.
Летчиком быть хорошо — зарплата в 15 тыс евро в месяц, ранняя пенсия, востребованность по всему миру, бесконечные возможности проф. роста, почет и уважение 🙂 Лучше любой другой специальности. Впрочем, и много минусов — физически тяжело, гигантская ежедневная ответственность.
Если у кого-то есть любовь к самолетам и должная физ. подготовка — однозначно стоит идти. Особенно хорошо учиться в Чехии — открытый для выпускников рынок труда, отличная языковая подготовка, отсутствие коррупции при поступлении. Минус лишь один — дороговато, т.к. теоретическая подготовка бесплатная, а вот летать нужно за свои, придется вложить порядка 1 млн крон. Впрочем, чехам дают доступные кредиты, как и окупаются вложенные деньги очень быстро после трудоустройства. Причина самостоятельной оплаты практической подготовки очевидна — иначе все бы ехали в Чехию учиться за счет бюджета, а потом работали бы по миру сугубо для себя.
В целом же в России общество и экономика поставлены с ног на голову — низы оказались наверху, а верхи снизу. Поэтому низшие инстинкты (шоппинг, туризм) заменили базовые ценности общества (саморазвитие, интеллектуальность), а место важных и нужных специальностей (врачи, инженеры) заняли простые и бесперспективные (финансисты, экономисты). И причина тому лишь одна — слишком много денег в экономике, можно крутить страной как угодно и не задумываться о фин. последствиях, все можно купить. Но стоит столкнуться с реальным рынком труда и реальной экономикой — оказывается, что мир стоит на учителях, инженерах и экономистах, а не клерках. Так в Чехии совсем не у дел оказываются, казалось, бы супервостребованные в России финансисты, пиарщики и пр. Не хочется задумываться, но говоря объективно, создается впечатление, что кому-то нужно, чтобы в России общество и экономика деградировали и потому идет подмена ценностей и приоритетов.
PS Рад, что отчет вам понравился 🙂 Ездить на подобные мероприятия с детьми обязательно стоит. Вы очень правы, лишь так это может стать их профессией. В Чехии правильно делают, что на самых различных производствах проводят дни открытых дверей, здесь очень интересные музеи, в т.ч. технические — см. http://prazhak.ru/2010/12/narodni-technicke-muzeum-dod/ Или развлекательные мероприятия научной тематики проводятся — http://vscht.ru/2011/10/chemicky-jarmark/ Развивают библиотеки — http://cvut.ru/2010/10/ntk-narodni-technicka-knihovna/ (к слову, в России сколько говорил о библиотеках — люди не понимают, для всех это склад бесполезной идеологической литературы, да и «все есть в интернете»). Дети так видят интересное и начинают копать. Если же не увидят ничего и не заинтересуются, то пойдут в на порядки менее востребованные, «универсальные» специальности, да и то лишь по принуждению родителей, ибо «нужно высшее образование». Чехи знают толк в приоритетах развития и потому здесь я чувствую постоянно развитие, видна перспектива, — это жизнь, а не просто выживание.
Депо и гаражи Гостиварж налодятся в Малешицих, а так хорошая статья. Я сам люблю общественный транспорт в Праге, поэтому пропустить день это событие просто не мог)
А еще в страшницком трамвайном депо была презентация системы ДОРИС, которая регулирует движение трамваев по всей Праге. Как раз во время презентации случилась авария на перекрестке Плзеньска-Надражни, и нам показали, как и куда будут срочно отклонены маршруты, как это повлияет на оглашение остановок и так далее. По моему мнению, это было самое интересное на всём дне открытых дверей
Илья, во всем с Вами согласна. Но экономисты и финансисты — полбеды, они тоже нужны, может не в таких количествах. Я просто не выношу — даже не знаю, как эта профессия называется — людей, которые занимаются какой-то тупой продажей непонятно чего. Ладно еще, если это косметика или порошок стиральный, а когда какие-то «мегатранснациональные корпорации» по виртуальной продаже золота, а по сути воздуха, меня просто трясет. Пару ребят из параллели у сына подались в это дело, одолевают всех Вконтакте, выкладывают бесконечные видео, о том, как нельзя идти по банальному пути и как можно обрести гигантские возможности, постят фотки с побережья Антальи, типа они там были или будут на своих сектантских слетах — бр-р-р. Как помешанные. Я чего-то не могу, не выношу органически. Чем они занимаются полезным, кроме как морочат людям голову, сами у себя там что-то покупают и продают? Вместо того, чтобы научиться чему-то полезному и созидательному. Из-за подобного бреда, хотя не только, конечно, и кризис мировой начался.
Не в тему написала, но ведь кто-то пытается посвятить себя этому, тратит силы, время, пока другие работают, чтобы улучшить жизнь людей, сделать ее комфортнее.
А насчет летчиков — у нас в Украине так же. У моего старшего одноклассник пошел в то ли в летное училище, то ли институт, я не знаю, но, в общем, он летает. Или должен летать, по-идее. Честно говоря, надо будет спросить у ребенка, ибо два года, как они закончили институты. Шел он туда по большой мечте, окрыленный надеждами, а потом, спустя пару лет они виделись и он жаловался, что без определенного количества часов летной практики не дадут диплом вроде, а каждый час полета стоит очень дорого, там сотни евро что-то, не помню точно. А семья у них среднестатистическая, не представляю, как он вышел из положения. Как у нас брать, а тем более отдавать кредит, все в курсе.