По Праге поездом с opencard

В Праге очень удобный общественный транспорт и в нем есть очень полезная, но малоизвестная возможность — поездки поездом внутри города. Для проезда достаточно opencard, ничего дополнительно не оплачивается. А так как в Гостиварже одноименный вокзал (чеш. Nádraží Hostivař) находится всего в 5 минутах от учебного центра ÚJOP и поезда ходят каждые 10 минут, то я советую по меньшей мере просто попробовать данную возможность быстрого транспортного сообщения с центром города. Дорога до главного вокзала занимает всего 13 минут, что вдвое быстрее пути на автобусе и метро.

po prave vlakem s opencard

Удивляться такой возможности не стоит, т.к. в 1990-е года Чехия начала стремительную перестройку транспортных систем на западный манер и перевела сохранившуюся еще с начала века сеть вокзалов на аналог немецкого S-Bahn. Система проста, но пользуются ею очень немногие, а среди русскоязычных и вовсе внутрипражские поезда являются чем-то вроде мифа.

Поезда

Эта система и сервис не имеют ничего общего с электричками российскими. По сути вся система S переведена за последние годы на 2-этажные поезда CityElephant производства Škoda Transportation, в большинстве своем вы будете ехать на них. Внутри людей всегда мало, поезда выглядят так:

IMG_6995

Снаружи — так:

IMG_6921

Внутри есть биотуалеты, крепления для велосипедов (оплата отдельная, впрочем) и даже несколько розеток на вагон.

Сеть вокзалов

На территории Праги находится почти 40 действующих пассажирских вокзалов и между всеми ними можно ездить бесплатно при наличии обычного пражского opencard, который вы неминуемо оформили до или сразу после приезда в Прагу. Без opencard жить в Праге нельзя.

С самим проездом все очень просто: если у вас есть opencard, то вы можете ехать любым простым поездом (имеющим в начале обозначение „Os“ или „Sp“) от и до любого вокзала, название которого начинается с „Praha“ (сокр. PHA). Поездами других типов (R, Ex, IC, EC, EN или SC) ехать по opencard нельзя.

Говоря о зонах точнее, вы можете передвигаться в рамках зон „P“, „0“ и „B“ Пражского интегрированного транспорта (чеш. Pražská integrovaná doprava, сокр. PID). Карта зон доступна на вокзалах и станциях метро, но я нашел более простую и понятную (кликабельно):

esko-2011

Все точки „P“, „0“ и „B“ доступны для поездок по обычному opencard. Также посмотреть вокзалы можно на другой карте, где зоны „P“, „0“ и „B“ составляют центральную белую область (кликабельно):

d936_3_A5_Tarifni_pasma_zeleznice_StcK_2013-07

Как видно по данной схеме, поезда едут далеко за пределы города и составляют пригородную систему ЖД-транспорта. Поэтому эти самые 2-этажные поезда отлично знакомы и студентам из Подебрад, — одна из линий S, линия S2, проходит через Подебрады и многие студенты хотя бы иногда ездят такими поездами в Прагу на Масариков вокзал. Впрочем, обычно за ту же цену из Подебрад проще доехать скорым поездом дальнего следования, ездят они в Прагу тоже раз в час. Впрочем, с прошлого года и наземная зона Пражского интегрированного транспорта дотянулась до Подебрад, ее обозначили зоной „6“ и теперь в Подебрады ездит пражский пригородный (не междугородный!) автобус.

Поиск маршрутов

В маршрутах поездов нет принципиальной разницы по сравнению с другим пражским транспортом — автобусами, трамваями, метро, фуникулерами или речными переправами. Поиск онлайн доступен как на сайтах idos.cz, dpp.cz, так и с помощью различных приложений для телефонов. Лично я пользуюсь pubtran и при выборе режима внутригородского транспорта программа указывает маршруты на поездах:

2013-09-18_05-20-05

Вынужден отметить, что добираться между разными частями Праги не всегда удобно поездами. Оценить удобство поездок можно с помощью онлайн-приложения (по клику открывается приложение):

rapid_map

Если Гостиварж находится на загруженной ЖД-магистрали и потому поезда ездят каждые 10 минут, то в других частях Праги ситуация не столь радостна и могут быть даже получасовые интервалы. Лучше заранее проверять, когда будет следующий поезд и сколько времени вы проведете на пересадке. Впрочем, и так всегда стоит пару раз ткнуть в pubran и узнать время прибытия, будь то не только поезд, но и автобус, трамвай, фуникулер или метро в выходные.

Итого

Тема крайне важная, поэтому нельзя не обойтись без повторения ключевой информации:

  • проезд по пражскому opencard доступен на все вокзалы зон „P“, „0“ и „B“;
  • передвигаться без доплаты можно только во 2 классе поездов „Os“ и „Sp“ — поезда обычно 2-этажные, а класс обозначен наклейкой с соответствующей цифрой („1“ — первый класс, „2“ — второй класс).

Наверняка остались неразъясненные вопросы, поэтому прошу не стесняться и спрашивать в комментариях.

2 комментария

Speak up! Let us know what you think.